Благодаря своему френду (Йонас Новикас) я вчера узнал, что моя "концепция" (пасхальный характер русской культуры и, в целом, соотношение пасхального и рождественского) обсуждалась, оказывается, на Первом канале нашего ТВ в передаче "Рождественские истории" сразу после трансляции Рождественского богослужения из храма Христа Спасителя в Москве. Был я сам в это время в заколдованных землях, где никакого Первого канала ныне не существует, поэтому посмотрел передачу только вчера. Можете посмотреть и сами с 21.30 мин. и далее. Сразу скажу, что я, прежде всего, благодарен коллегам: согласитесь, редко подобное обсуждение выпадает на долю "скромного преподавателя"-филолога (как отозвался обо мне один рецензент-доносчик из НЛО). Такого рода беседа - это совсем особый жанр, особый формат, поэтому нельзя ее оценивать по критериям наших "академических" обсуждений на научных конференциях (настоящих конференциях, я имею в виду): задача передачи была, как все понимают, совсем другая. Крайне приветствую это начинание. Очень бы хотелось, чтобы подобных передач на нашем телевидении (и радио) было больше. Вместо сами понимаете чего... Если же кому захочется восстановить тот научный контекст, где я попытался сопоставить два архетипа - рождественский и пасхальный (и не только как "систему", но и продемонстрировать их присутствие в вершинных произведениях отечественной литературы), отсылаю к книге "Пасхальность русской словесности" (первое издание - 2004, второе, значительно дополненное, - 2020). Поскольку коллеги затем сосредоточились на "Мальчике у Христа на ёлке" Достоевского, советую обратиться к стр. 57-64 второй главы (PDF прилагаю), чтобы увидеть как именно русский пасхальный архетип проявляется даже и в жанре рождественского рассказа. https://esaulov.net/wp-content/uploads/pdf/pashalnost-russkoj-slovesnosti/pashalost-russkoj-slovesnosti-glava-2.pdf Здесь же процитирую только фрагмент первой главы: "Нам не хотелось бы быть понятым таким образом, что мы противопоставляем православие других христианским конфессиям... Мы основываемся на том несомненном факте, что в России Пасха до сих пор является главным праздником не только в конфессиональном смысле, но и в культурном. Тогда как в западном христианстве Пасха в культурном пространстве словно бы уходить в тень Рождества" (стр. 21). Сделаю в этот раз ссылку на сайт Литинститута, где есть отсылка к передаче: https://litinstitut.ru/content/podkastlab-rozhdestvenskie-istorii-s-uchastiem-alekseya-varlamova

Теги других блогов: литература культура телевидение